Лера Безлепкина (Мазуренко) (bezlepkina) wrote,
Лера Безлепкина (Мазуренко)
bezlepkina

Categories:

Домашнее обучение - личный опыт

Итак, Ваня сейчас в 5 классе, Федя в 3. Лея с сентября будет в первом (все в школе с 6,5 лет).
В очной школе дети не учились. Почему? Если очень кратко - нам всем так удобно.
Если не очень кратко, то мы, родители, считаем современную среднюю школу слишком несовершенной, не любим перекладывать ответственность, имеем немного времени и много желания помочь детям получить качественные знания и при этом не стать невротиками. Не хотим привязываться к месту проживания. Хотим контролировать уровень знаний детей.

У мальчиков достаточно друзей-школьников, они знают, что такое школа, как именно там учатся. Нет, они никогда туда не просились. Да, мы предлагали. Они это воспримут скорее как наказание, наверное, потому что в школе нагрузки несравнимо больше (по крайней мере по нашим и их ощущениям на сегодня). Если попросятся в школу, и я увижу, что это не сиюминутный каприз - конечно, дам попробовать.

Учатся дети в Международной украинской школе, где могут учиться украинцы, постоянно проживающие не в Украине. Школа государственная, бесплатная. Аттестаты выдает обычные (нормальные :)). В школе - более 3000 детей, работает она много лет, система отлажена и практически не сбоит. Программа - обычная государственная. Аттестация проводится по всем предметам инвариантной части гос. программы на украинском языке.

В начальной школе это 6 предметов - чтение, укр. мова, математика, природоведение-я в мире, информатика, английский язык. В 5 классе это: укр. мова, украинская литература, математика, природоведение, информатика, зарубежная литература, история Украины, английский язык.

Учебный год с 15 октября по конец мая. В начальной школе 2 учителя (по английскому отдельный), в средней - по каждому предмету отдельный учитель.

В начале учебного года назначается куратор, нам присылаются учебные планы, рекомендации по учебникам. В учебном плане расписано, по какому предмету в какие даты будут контрольные и собеседования. По каждому предмету в семестр - 2 контрольные. Когда ребенок готов, прошел нужный объем материала, я контрольную запрашиваю, ее присылают в тот же день обычно, на выполнение - сутки. Ребенок пишет, я сканирую и отправляю. После выполнения 2 контрольных - собеседование по скайпу. По итогам - семестровая оценка. Связь оперативная, на все мои доп. вопросы учителя отвечают (правда, вопросов у меня мало :)).

Хочу отметить, что пока все учителя, с которыми дети общались - крайне дружелюбны, спокойны, детей подбадривают, хвалят, что значительно влияет на их состоянии на аттестации, некоторые встречи они даже ждут :)
Это о школе.

И еще интересное о школе: аттестации можно сдавать и очно в ряде стран, учителя работают несколько месяцев в году на выезде, в Турции в том числе, но - в Стамбуле, нам туда летать неудобно, но сам факт - интересен.

Теперь о нас.
Учебники мы используем бумажные, нам так удобнее. Еще используем тетради на печатной основе (их не проверяют), тренажеры.
Дополнительно Федя и Ваня читают учебники Основы здоровья и по музыке и искусству. Также дополнительно мы сами изучаем русский язык.
Я изучаю учебные планы и составляю расписание. Учимся 6 дней в неделю, кроме воскресенья (так как в воскресенье обычно мы куда-то ездим на целый день). Каникулы у нас не более недели, да, даже летом. Однажды мы попробовали оставить каникулы в 2 месяца летом, в итоге потом 2 месяца мы вспоминали, что же мы учили в прошлом году и до чего дошли, мне не понравилось.

В день у каждого от 1 до 3 уроков. За 1 урок обычно проходится от 1 до 4 параграфов (зависит от объема, сложности, настроение и ученика, и моего или Жени :))

К нам приходит учитель, который занимается с мальчиками украинским языком и математикой 2 раза в неделю по 3 часа (математикой также с ними занимается Женя), остальные предметы мы учим сами, без внешней помощи.

С Ваней уже легко, он привык так учиться. С утра он смотрит расписание и после завтрака приходит ко мне с нужными книжками. Я определяю план на день - он отправляется выполнять. По некоторым предметам читает и составляет конспект (иногда сразу и шпаргалки), по некоторым заполняет тетради или пишет сочинение, например. Если что-то не понимает - спрашивает, я или поясняю сама, или рассказываю, как найти нужную информацию в интернете. Стараюсь подбирать какие-то доп. статьи, книжки, фильмы по темам.

С Федей сложнее. Пока каждый урок мы проходим строго вместе (со мной или Женей). То есть вместе читаем, обсуждаем, задаем вопросы - он отвечает и т.д. Тетради заполняет сам. Но с Ваней в третьем классе было так же, потому я питаю надежды, что скоро все будут страшно самостоятельными, а я буду только контролировать :)

Чаще всего уроки делаем по утрам, это занимает от 1 до 2 часов, не более. Иногда часть оставляем на вечер (после всех гулек-морей). Изредка процесс растягивается на полдня (настроение, упрямая тема или просто сидим и мечтаем :). Но в таких случаях мы стараемся подгонять.

Был вопрос, интересны ли учебники... Некоторые учебники ужасны :) Но я считаю, что все зависит от того, как по ним заниматься. Почти любую тему можно рассказать интересно. Да, иногда я читаю учебник и думаю - боже мой, какая же нудотина - но детей все равно стараюсь заинтересовать темой, разнообразить ее какой-то доп. информацией, примерами или просто шутками. Если нудотина совершенно непобедима - мы и это обсуждаем как несовершенство мира в целом :)

Я рассказываю детям о том, что в жизни не всегда получается делать только то, что хочется, иногда есть какие-то дела, которые мы делаем, потому что нужно. Рассказываю о пользе преодолевания себя, своих "не хочу и не могу", привожу примеры из своей жизни, из Жениной, папиной. Вот недавно Ваня сказал "не могу" на совершенно банальную задачу (да, подростковые штучки уже в ходу). Отложили дело, провела беседу о том, что слова "не могу" совсем не соответствуют статусу этой задачи, о том, что не стоит их расходовать на такие легкие штуки и так далее. Проникся, сделал. И главное, остался очень доволен собой в итоге, я это очень ценю.

Как мотивировать. Беседами и своим примером. И, наверное, очень важно стараться подать материалы интересно, насколько это по силам. Да, нужно много времени, усилий, желания от родителей. Но для нас это однозначно стоит того. Да, мы с Женей знаем все учебники наизусть, но нам и правда интересно учить своих детей, помогать им расти над собой, развиваться, узнавать вкус знаний и радоваться достижениям.

Нам хорошо быть в этом все процессе - вместе. И для меня очень важны все победы детей (не всегда это хорошо сданное собеседование, часто - это просто хорошо разобранная тема или выученное стихотворение, когда шло не очень), я и собой довольна и ими горжусь.
Так и живем :)
Tags: Дети - Ваня, Дети - Федя, Домашнее образование - личный опыт, Обучение детей, Семья, Экстернат
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →