Лера Безлепкина (Мазуренко) (bezlepkina) wrote,
Лера Безлепкина (Мазуренко)
bezlepkina

Categories:

Об обучении детей

Уже второй день веду активную переписку с нашей учительницей в школе.

О том, что мы должны сдавать слишком много фигни для экстерната - это если кратко.

Учительница мне рассказывает о том, что у них требования районо. Что и журналы надо заполнять, хотя детей в школе нет, и сдавать по каждой теме оценки и прочее (о боги, зачем это нужно для школы, которая учит только экстернов??). Я поражаюсь, как же тогда работают другие школы, та же школа экстернов, 31я, МУШ. Наша учительница не знает, но предполагает, что дело в том, что они гос. школы, к ним меньше требований, а к частной требований очень много.

К чему я это. Сегодня вот написала очередное письмо, и захотелось его сюда запостить, в нем многое о том, как я отношусь к обучению детей на сегодняшний день. И его можно обсудить :) Всю переписку публиковать нет смысла, но если будут какие-то вопросы по контексту - спрашивайте.

В., так я же с Вами полностью согласна :) В том, что детям нужно давать все виды знаний, чтоб ребенок мог попробовать, оценить, интересно ему или нет. Что нужно не заучивать, а учиться, что нужно не повторять, а творить. Но именно неукоснительное следование школьной программе и убивает все это творчество.

В чем же тогда суть экстерната, если мы дома должны сделать все то же, что дети делают в школе, и в том же порядке? Просто в том, что мы дома?
Я понимаю, что родители могут быть некомпетентны во многих предметах. Но для нас я пока эту проблему не вижу. Я знаю русский язык довольно хорошо, он - моя работа. Знаете, у меня работает 105 копирайтеров. Это люди, которые зарабатывают себе на жизнь текстами. И поверите ли Вы, что ни один, а я их отбирала долго, не сдает тексты вообще без ошибок? Через меня прошли тысячи, без преувеличений, соискателей, которые уверены, что писать - это ерунда, каждый может. Но это заблуждение, это болезнь нашего времени - тотальная безграмотность. Однако, я работаю со своими писателями, учу их, разбираю каждое правило зачастую. Так и с Ваней. Феде еще рано.

Что касается математики - ею увлечен мой муж. Первое образование у него математическое, второе - английский язык. Он ими с детьми и занимается. Плюс - к нам приходит прекрасная учительница, она просто божественно хороша в своем деле, добрая, терпеливая, всегда ищущая инд подход. Она много лет работала в начальной школе, а сейчас преподает в колледже, учит учителей начальных классов. Я заразила ее темой экстерната, теперь она иногда читает лекции и о нем тоже. Для природоведения и прочих предметов образование уже не нужно. Также у меня есть музыкальное образование. Но мои дети готовы музыку слушать только ради танца. Включили - сразу танцуем и скачем. Конечно, если я буду целыми днями обучать их только музыке - возможно, они заинтересуются. Но я поняла, что мне неинтересна музыка, уже в 7 лет! А ходила в музыкалку до 14. Родители терроризировали меня 7 ЛЕТ. Я хотела танцевать, плавать - а у меня не было времени. Это катастрофа! А им казалось, что музыкальное образование у ребенка быть должно.
Так же с неинтересными предметами.

Я была очень способной, свхатывала все на лету, моя дочь вот такая же, я вижу, она еще даст стране угля :) Но мне были совершенно неинтересны алгебра, геометрия, физика, химия, география - в том виде, в каком давали их в школе. И я не помню НИ-ЧЕ-ГО из этих предметов. Окончила 2 хороших ВУЗа, степени магистра получила... И как мне это удалось? Я легко сдавала любые контрольные и мгновенно забывала то, что сдавала. И гос. программа к этому приведет и моих детей, это очень вероятно. Мои дети не интересуются музыкой ПОКА, придет время, но оно - не сейчас. Запихнуть музыку силой? Им интересно карате, футбол, брейк, велосипед, рисовать (не по программе, а творчески).

Вы говорите - надо дать все. Совершенно верно, мы так и делаем. Но то, что находит отклик - мы продолжаем. А то, что нет - откладываем до другого времени. В этом-то и должна быть суть экстерната! Не тест по каждой теме школы - а тест, показывающий, что ребенок ориентируется в предмете, причем этот тест в идеале можно сдать в любое время. Мои дети интересуются астрономией, физикой, химией, географией. В будущем году подключаем историю. И Ваня уже знает очень многое из этих наук. И сам много читает, мы проводим разные опыты, постоянно обсуждаем эти науки в жизни, он давно заполнил всевозможные контурные карты...Но вот в чем беда - как только я даю ему УЧЕБНИК по географии, по которому мы и должны сдать предмет, чтоб доказать, что мы географию учим - интерес сразу пропадает. Потому что учебник - СКУКОТА! Ископаемые, руды, сельское хозяйство? Да достаточно одного дня, чтоб обсудить проблему ресурсов разных стран, даже с политикой можно успеть увязать. Зачем эту ерунду учить годами??

И вот в чем же тогда смысл экстерната? Ребенок у меня 3 года читает различные атласы, учил флаги, столицы, когда ему было интересно (сейчас подзабыл, уже прошел интерес именно к этим деталям), изучает животных, которые там живут, смотрит фильмы о разных странах, но, например, не сдаст тест, построенный строго по параграфам дурацкого учебника...Потому что часто на вопрос ответ надо искать именно в учебнике, конкретной фразой. Эти тесты учат только заучивать учебник! Вас-то я прекрасно понимаю, одному человеку побороть систему невозможно. Создать универсальные тесты и т.д....Это огромная работа, но подход в целом изменить можно и нам.

Я не пишу, что мне не нравятся тесты. Я пишу, что их слишком много. Читаю тетрадь по Я и Украина. И там, например, вопрос : Что в человеке есть от природы? И вот Ваня, я, муж, учитель - сидим и думаем, как же ответить на этот дурацкий вопрос, он поставлен глупо. И таких вопросов КУЧА - вместо того, чтоб учить ребенка чему-то интересному - потому что нам надо заполнить тетрадь и все тут. Программа! Понимаете, о чем я?

Конечно, было бы здорово, если бы и у родителей хватало времени и гос. программу дать досконально, а потом еще и интересные предметы дать дополнительно. А у ученика чтоб хватало желания учить что-то после этой программы. Но это малореально, мы все это понимаем. И приходится выбирать - заполнить дурацкую тетрадь или прочесть книгу по физике. А что делать, если ребенку она интересна именно сейчас? Я должна сказать - нет. Умные люди за тебя решили, что и когда тебе должно быть интересно. Программа! нет, ты можешь почитать, но сдавай мне труды, будь добр. Или иди читай про музыку, которая тебе вообще не интересна сейчас (а ведь станет интересна, просто не пришло время!). И в чем смысл экстерната тогда?

Разбор стихов...Моим детям НЕИНТЕРЕСНО учить стихи. Это можно понять. Да, я объясняю, зачем это. Подбираю максимально интересные стихи для них. Но им - неинтересно! Мы учим ради ролика. Вы присылаете работу по разбору стиха на 5 листов, и я понимаю, что вот именно для нас эта работа будет просто мучением. И для ребенка, и для меня - неинтересно. Тогда зачем? Но при этом Ваня отлично запоминает те же мифы Древней Греции, которыми он увлечен. Память можно тренировать и иначе, не только стихами.

Я уже молчу о программе по чтению, это вообще кошмар и ужас. Я давно коллекционирую лучшие десткие книги, у нас их больше 1000. Все отобраны с большой любовью и вниманием. В книге важно все - и текст, и качество издания, и обложка и, конечно, иллюстрации. Но самое главное - ее содержание. И то, что предлагает программа, на мой взгляд, катастрофа. Эта программа приводит к тому, что дети пишут сочинения по хрестоматиям, а от литературы бегут.

Почему хотя бы книги родители не могут выбрать детям сами??? Почему родители школой заведомо считаются идиотами и некомпетентными, хотя зачастую родители книг читали много больше, чем сам учитель? Программа, снова она :( Но я очень сомневаюсь в здравости рассудка составителей этой программы. Вы не представляете, сколько времени я потратила и трачу на Ванин интерес к чтению. Это и подбор, и корректирование, и обсуждения, и мы продолжаем и ему читать вслух плюс к тому, что он читает сам...Чтение колоссально важно, но программа убивает все желание работать с литературой.

Конечно же, мы разыгрываем с детьми игры-реконструкции. Вначале у нас была хитом Бородинская битва. Они прочли с мужем 3 толстенные книги об этой битве, посмотрели фильмы. Потом мы купили специальные наборы солдатиков, оружия. И мальчики играли. Это было очень интересно. Но мы не делали из этого проект для районо. Потом мы проходили Легенды и мифы Древней Греции. И не просто прочли книгу. Мы ходили в музеи, в Турции - ездим по местам, где остались части этих мифов, дети сами придумывают себе наряды, диалоги, приключения в образе героев этих мифов. И снова нет проекта для районо, и выходит, что мы ничего не делаем.

Дело же не в том, что я хочу, чтоб мои дети учились поменьше, В., понимаете? А в том, чтоб они учились интересно и тому, что им интересно СЕЙЧАС. А не тому, что кто-то решил им навязать. Никто не видит лучше меня, что происходит с моим детьми. Но я стараюсь и от этой самонадеянности избавляться, консультируясь с учителем, который детей видит, с мужем, даже с бывшим мужем, с родителями других экстернов  - это помогает корректировать поведение.

На самом деле я до этих дней знать не знала, что Славия - не имеет отношения к гос. школам. И что у нее нет лицензии для обучения детей на русском (3 года платя за эту возможность :)), а мне об этом три года никто даже не сказал. Для меня это вообще сюрприз.

Школу по вкусу лично мне найти ОЧЕНЬ сложно. Вы же видите, какие у меня вкусы :) Учить ребенка интересно, удаленно и желательно на русском языке :) Такие школы есть в других странах, но пока уехать не получается.

Я не ищу школу, которой все равно и где мало требований. Я ищу школу, которая будет понимать и МЕНЯ, потому что я не идиот, а человек, обучающий своих детей осознанно, и моих детей с их индивидуальными потребностями. Смысл переносить гос. программу попунктно на дом? Просто в передвигании дат сдачи, которое еще и злит работников школы (по понятным причинам)? И все?

Я отношусь к рамкам, в которых Вы работаете с уважением и пониманием. Но я призываю с ними бороться по мере сил :) И стараться делать родителей союзниками, а не противниками, тогда победить систему будет легче.
Tags: Обучение детей, Славия, Экстернат
Subscribe

  • Мой первый полумарафон

    Написала лонгрид-отчет о своем вчерашнем забеге. Знаю, что есть люди, которым это интересно, потому вот :) 4 месяца я готовилась к своему первому…

  • Мясоед

    Интересно, что при росте нагрузок, мне очень хочется мяса. И даже в кои-то веки - красного. Иногда прям перед глазами стейк толстенький такой,…

  • Обо мне

    Такой интересный и странный период у меня сейчас. Главное в нем - это сепарация от детей. Я так же провожу с ними время, мы много вместе, но я ощущаю…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Мой первый полумарафон

    Написала лонгрид-отчет о своем вчерашнем забеге. Знаю, что есть люди, которым это интересно, потому вот :) 4 месяца я готовилась к своему первому…

  • Мясоед

    Интересно, что при росте нагрузок, мне очень хочется мяса. И даже в кои-то веки - красного. Иногда прям перед глазами стейк толстенький такой,…

  • Обо мне

    Такой интересный и странный период у меня сейчас. Главное в нем - это сепарация от детей. Я так же провожу с ними время, мы много вместе, но я ощущаю…