?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Почитайте

ВОПРОС, КОТОРЫЙ НУЖНО ПЕРЕСТАТЬ СЕБЕ ЗАДАВАТЬ

«Она даже не старается». Преподаватель по фортепиано моей дочери Одри стояла передо мной, давая ей честную оценку. Ее глаза были доброжелательными, и ее голос был мягок, но родитель во мне превратил это утверждение в вопрос. Вопрос, на который я не мог найти ответа. Так что я притворился, что чувствую себя не очень хорошо, и убежал в туалет.

Как только мы вернулись домой, я был полон решимости доказать мисс Аманде, что моя дочь может стать Либераче, и даже блистательнее оригинала. Так, мы открыли ее нотную тетрадь и принялись за работу.

Мы сидели бок о бок за фортепиано все 10 минут, пока Одри не стала исчезать. Она даже не смотрела в ноты. Она сидела ссутулившись. Ее пальцы едва нажимали на клавиши. Я старался быть обнадеживающим, но было ясно, что она не старается.

- Милая, - сказал я, - Разве ты не хочешь хорошо играть?

Она ничего не сказала. Она только произнесла странный звук. Как стон дельфина. Я снова спросил.

-Дорогая, ты не хочешь научиться хорошо играть на фортепиано?

-Нет, - резко ответила она.

Неужели моя шестилетняя дочь научилась язвить?

- Хорошо, - сказал я, копируя ее тон. - Я думаю, мы просто не будем больше заниматься. И мы будем продолжать тратить время мисс Аманды, играя одно и то же каждую неделю.

Я встал и пошел на кухню, где мой сын никак не мог закончить домашнее задание.

- Джейк! Что ты делаешь?! Закончи свое домашнее задание! Нам надо ехать на баскетбол через десять минут! Ты даже не одет!

Это был не самый лучший родительский день: я, беспрерывно тыкающий детей, и они, сопротивляющиеся каждому моему замечанию. Фортепиано. Футбол. Домашнее задание. Намочить, намылить, смыть, повторить. Невозможно ничего от них добиться.

Я не горжусь этим, но простая истина в том, что я беспокоюсь о моих детях и степени их вовлеченности. Как папа, я часто чувствую себя втянутым в водоворот ожиданий. Другие родители постоянно говорят о возможностях, которые они стараются предоставить своим детям.

Специальные летние лагеря. Обучение иностранным языкам. Частные репетиторы. Уроки музыки. И когда я слышу, как другие дети участвуют в этих мероприятиях, я невольно чувствую, что мои дети могут пропустить что-то важное, если не будут вовлечены во все это. Я с ужасом представляю, как все другие дети с удовольствием решают квадратные уравнения и получают работу с шестизначной зарплатой, в то время как мои останутся в стороне.

И это все моя вина.

Так, подготавливая наших детей к жизни в конкурентном мире, мы заполняем свои дни деятельностью. Их график расписан от рассвета до заката, чтобы максимизировать свой потенциал. Таким образом они могут учиться. И расти.

Но я боюсь, что в нашем стремлении помочь им, мы можем на самом деле причинить им вред.

"Свободное время" для детей неуклонно снижается с 1950 года. Согласно исследованиям, проводимым с 1981 по 1997, время для игр сократилось на 25 процентов и на 55 процентов сократилось время на общение дома. В отличие от этого, время, затраченное на домашние задания увеличился на 145 процентов.

Плохо ли это?

Я думаю, что да.

Исследовательский проект Жана Твендж, профессор психологии в Сан-Диего, изучал психологические тенденции в юности и заметил резкое увеличение тревожности и депрессии у нынешних детей. И это не единственное изменение. Еще одно исследование Твенджа демонстрирует удивительный сдвиг в мотивации на протяжении многих лет: дети 60-х и 70-х годов были более мотивированы внутренними идеалами (одобрение, чувство причастности и общности), а сегодня дети более мотивированны внешними идеалами (деньги, имидж и слава).

И мы те, кто толкает их в этом направлении.

Как родители, мы полностью фокусируемся на одном неправильном вопросе:

"Что мы можем пропустить, если мы не воспользуемся этими возможностями?"

И мы должны остановиться.

Почему?

Потому что мотивацией в этом является страх. И страх - мое все.

Я боюсь, что над ними будут смеяться, если у них не будет нужных "вещей". Я беспокоюсь, что они не добьются успехов в спорте, если до 10 лет не выберут себе направление и не начнут серьезно тренироваться. Я боюсь, что они не попадут в колледж, если будут плохо учиться в школе.

Но мои опасения в значительной мере необоснованны.

Вопрос «необходимых вещей» легко преодолеть здравым смыслом. Никто в истории мира никогда не был в состоянии купить настоящих друзей. А в спортивной сфере дети, которые выбрали свое направление ничем не лучше тех, кто этого не сделал, а в некоторых случаях, специализация на самом деле идет в ущерб.

А беспокойство за учебу, возможно, одно из самых необоснованных. Мы верим в то, что при поступлении невероятная конкуренция, поэтому стараемся воспользоваться каждой возможностью обучения детей. Однако, количество мест в университетах только увеличивается в последнее время, и поступает по-прежнему две трети абитуриентов.

Но мы по-прежнему поддаемся этому ажиотажу.

Итог: нам нужно остыть и изменить вопросы:

Вопрос № 1: "Что мы теряем в нашем стремлении к успеху?"

Если вы похожи на меня, самые ценные воспоминания вашего детства - не обучение в специальном классе или совершенствование своих навыков. Конечно, были учителя и родители, побуждающие вас сделать все возможное и работать в направлении цели, но это было уравновешено большим количеством других достойных занятий, таких, как разорвать резиновую куклу, чтобы увидеть то, что было внутри, строительство велосипедных препятствий на дороге или гонки лодок из листьев через канаву в грозу.

Но мы пожертвовали этим в погоне за идеалом, и мы превратили наших детей в мини-взрослых в этом процессе. Крошечные профессионалы, у которых нет времени на игры в течение недели, поэтому они отчаянно впихивают их в свой график на выходных, между занятиями спортом и концертами.

Это печально.

Но большая проблема заключается в следующем:

Вопрос № 2: "Что является конечной целью?"

Развитие потенциала ребенка - это хорошая вещь. И нет ничего плохого в дополнительных занятиях. Они развивают необходимые навыки и прививают основные ценности: дисциплину, целеустремленность и настойчивость. И предоставление этих возможностей - моя работа в качестве родителя.

Но есть большая разница между желанием, что лучше для ваших детей, и желанием, чтобы они были лучше.

Желая то, что лучше для ваших детей, - это о ребенке. Речь идет о помощи им найти то, чем они будут увлечены, что раскроет их сильные стороны, будь то в искусстве, музыке, спорте или науке.

Желая, чтобы они были лучше, - это обо мне. Мои ожидания. Мои опасения. Я заставляю их учиться и делать то, что высасывает из них все удовольствие от детства. И в этом процессе я учу их, что я ценю их тогда, когда у них что-то получается. Я учу их, что второе место проигрывает. Я учу их, что результат важнее, чем любовь и признание.

И это так неправильно.

Потому что быть лучшим не должно быть самоцелью. Если бы я попросил вас назвать последние пять победителей премии Оскар за лучшую мужскую роль, не могли бы вы сделать это? Последние пять лауреатов Нобелевской премии в области медицины? Рискну предположить, не используя научных доказательств, что только 10 процентов из вас может это сделать. В лучшем случае. И это примеры людей, которые добились вершины своей профессии. Известны во всем мире.

И мы забываем их.

Но что если бы я попросил вас назвать пять человек, которые сыграли большую роль в вашей жизни? Те, кто учил вас, что значит быть настоящим другом. Личностью. Я знаю, без сомнения, что 100 процентов из нас может сделать это в мгновение ока. И список будет заполнен людьми, в честь которых не были названы улицы или учреждения.

Сама мысль об этих лицах заставляет ваше сердце биться быстрее.

И это, друзья мои, цель. Чтобы быть в списке для наших детей. И чтобы они смогли быть в списке у кого-нибудь другого. В этом постоянно меняющемся мире, полном конкуренции и оценок, должно остаться место для принятия. Пространство для присутствия. Пространство, где время не измеряется в десятых долях секунды.

И только любовь может сделать это.

Сегодня я понимаю, что все, что мы можем им дать - это любовь.
Без условий.
Без беспокойства.
Без сожаления.

Scott Dannemiller
huffingtonpost.com

Перевод Tender Bean

Комментарии

( 22 комментария — Высказаться по теме )
f_ophelia
7 мар, 2015 08:48 (UTC)
Спасибо большое.
izida05
7 мар, 2015 10:42 (UTC)
у меня неоднозначніе чувства.

Все очень правильно написано. Я очень против перегруза мозгов, особенно против воли ребенка. Но я и против болтания без дела в реалиях Киева. Лучше занять детей каким-то спортом, творчеством, но чтобы они были заняты максимально.
Если о себе. Просто на улицу гулять, как в Сите Роуз или в Белой Церкви я их не отпущу. Нет обзора из окон - раз, далеко бежать в случае, если нужна помощь и не дозовешься до мамы - два.
И другая причина. Очень много вижу детей, которые заканчивают учебу в 2-3 часа и потом не знают куда себя приложить, пока родители на работе. Они катаются на троллейбусах, тыняются по городу, ищут приключений себе на пятую точку и находят в виде таких же приятелей. И от незанятого интересами мозга жди интересного, но боюсь, взрослым это не всегда понравится. Меня Даня этому научил с его СДВГ с младенчества. Если я не придумаю ему занятие, то он сам себе его придумает, но меня это не обрадует.

Это я почему расписалась тут. Мне все чаще стали попадаться такие статьи. И даже мне их лично стали присылать, мол, я перегружаю детей. Кто-то даже сказал, что у меня есть цель - вырастить звезд, родительская компенсаторность якобы. Ага, всякое пишут в личку. Я много думала об этом. Но осталась при своем. Благодаря тому, что наш день расписан по минутам, мы сейчас управляем Даниным СДВГ. Это отметил с удивлением даже психотерапевт, у которого мы учимся. Вот с Алькой, как с девочкой, я не была так настойчива. И во многом сейчас приходится просто принимать ее отношение к жизни, а оно более потребительское, чем у старших мальчиков. Ну спишем на то, что все же девочка.

Все должно быть разумно, ИМХО. И осознанно. То есть, родитель, как взрослый, должен контролировать - не компенсирует ли он детьми собственную несостоятельность? Идти за интересами и способностями ребенка. И оглядываться на реалии окружающих условий. Потому что когда каникулы и я везу их к бабушке в собственный двор, я даже не настаиваю на выполнении обязательных дом. заданий, чтоб набегались вволю.

Как-то так )). Пожалуй, впервые пишу такой огромный коммент, прости.
bezlepkina
7 мар, 2015 15:53 (UTC)
Мне кажется, статья не о том, что дети должны ничего не делать и кататься на троллейбусах :) А о том, что не стоит их занимать тем, что им не интересно.

Я каждый раз с дрожью вспоминаю свою музыкальную школу. Все 8 лет не хотела, окончила и ни разу не играла. Зачем?..Зато занята была, ага. Фигней как раз. А родителям казалось - что нужным делом.
luchik_n11
7 мар, 2015 20:04 (UTC)
Я тоже окончила музыкальную школу и тоже больше не играла, но я бы не назвала эти занятия фигней. Тренировка памяти, слуха, развитие мелкой моторики, планирование времени и мн. др.
bezlepkina
7 мар, 2015 20:11 (UTC)
Только все эти 8 лет мечтала о танцах, бассейне и других делах, которыми заниматься я не могла из-за этой тренировки.
izida05
7 мар, 2015 21:52 (UTC)
Я ходила на танцы тоже. Благодаря музыкалке, сама нашла и сама организовала свое время так, чтобы успевать все.
bezlepkina
8 мар, 2015 07:24 (UTC)
За меня решали родители, куда и когда ходить. Видимо, потому я и стала пытаться вырваться от них как можно раньше.
luchik_n11
7 мар, 2015 21:55 (UTC)
Мне удавалось совмещать. Ходила и на танцы, и в бассейн, еще занималась всяким разным как понемногу, так и по несколько лет (например, три года занималась в детском театре кукол). Мне одной музыки было мало. Мои дети сейчас тоже совмещают много кружков. Занимаются всем по желанию, я не заставляю.
bezlepkina
8 мар, 2015 07:23 (UTC)
Мои родители считали, что музыки достаточно.
izida05
7 мар, 2015 21:51 (UTC)
И это тоже спорно для меня. У меня долгое время было такое же отношение, как и у тебя. Я отдала маме диплом муз.школы и ни Пашу не села за инструмент. Но когда моему сыну старшему исполнилось 3 года, я с жадностью искала свои старые ноты у мамы. В она их с психу иоже выбросила ((. В то время новые покупать надо было много сил положить, я и забила. Но еще много раз жалела, что не играла потом, и сейчас жалею.
Но главное не это. Главное, став взрослой уже, я оценила как много мне дала музыкалка, которую я ненавидела. Я уже не стану говорить о развитии вкуса и чувства музыкальности, чувства ритма, общеобразовательные знания в музыке, это ладно. Но сколько она мне дала в плане организованности!!! Мои расписанные по минутам дни тогда научили меня тайм-менеджменту сейчас и дисциплине с тем же СДВГ ребенком. Там организованность и последовательность должна была быть прежде всего у меня. И я опять понимаю, что все не случайн
izida05
7 мар, 2015 21:55 (UTC)
В тел. Ограничено кол. Знаков.
Хотела сказать только, что все не случайно. И нисколько не была вредна наука. Если быть не предвзятой, то всегда найдешь и массу положительного в этом.
В общем, я за то, чтобы пробовать и занимать детей. Иначе мы не можем научить их учиться.
bezlepkina
8 мар, 2015 07:25 (UTC)
Я за то, чтоб предлагать, давать выбрать и занимать тем, что им интересно :)
izida05
7 мар, 2015 22:05 (UTC)
И потом у меня есть опыт выросших уже взрослых детей. С одним из них мы подбирали интересы как с младшими. И все время искали его интересы. Чтобы найти их, мне пришлось водить его на массу занятий. Иначе мы никак не могли бы найти. И второй , который воспитывался естественно, с доверием, как ниже кио-то написал. Вот там все было печально (. Но мне было очень сложно, потому что достался он мне в 12. Не буду утомлять подробностями, но что нам только не досталось с ним пережить... Никому не желаю. Ребенок, которого баловали , любили как это понимали сами и не грузили ни в коем случае. Спасла нас армия. Потом еще лет 5 мучений и удачная женитьба в Америку. Сейчас это уже другой человек, но ему 30 и страна другая и ментальность семьи жены. Поэтому опять армия. Но уже американская.
oli_zab
7 мар, 2015 11:20 (UTC)
не согласна. Примеры по жизни - у меня племянник, которого никуда не водили потому, что он сам не хотел, а его не нагружали. Итог - вырос человек, который не хочет ничего кроме лежать на кровати и играть в компьютерные игры.
Время как детей так и мужчин надо заполнять, иначе ребенок будет сидеть на телеке и на компе с утра до вечера.
Словом статья не понравилась.
bezlepkina
7 мар, 2015 15:50 (UTC)
Один пример не показателен. У меня дети вовсе не сидят на компе и тем более телеке, у нас нет такой культуры в семье. Однако мне важно, чтоб они делали то, что хотят, а не то. что я для них придумала.
elenka_polenka
7 мар, 2015 18:09 (UTC)
я думаю, в статье речь не о том, что не надо загружать детей. А именно о мотивации. Если она из страха "недодать, не вложить" и мой ребенок будет хуже - то это неподходящая мотивация.
Все сводится, как обычно, к умению слышать своего ребенка и чувствовать его.
bezlepkina
7 мар, 2015 19:00 (UTC)
Я тоже так думаю.
shy_alis
7 мар, 2015 18:57 (UTC)
сейчас очень много всего на эту тему говорится, лично меня пугает само слово "нагружать".
как будто ребенок настолько примитивное существо, что не может с собой справиться - быстрей бездельничать и пакостить, пока есть свободное время))
мир безумно интересный, и важно показать эту многогранность и увлекательность, чтобы он сам чувствовал желание узнать или смочь больше, а главное, узнать самого себя.
а пока мы ему не доверяем в этом знании, пока мы считаем, что "нам виднее", мы не даем развиваться этому механизму самопознания.
унесло меня в дебри) спасибо за статью:)
n_gorbachova
7 мар, 2015 19:08 (UTC)
Дуже сильно!
izida05
7 мар, 2015 22:33 (UTC)
И еще одно напишу :). (Расписалась, гони меня :))

Пока писала тебе эти комменты поняла, что с тем же успехом могу доказать обратное. И делала уже не раз это :). Прошла все стадии, грани и крайности :). Я где-то отстаивала уже в дискуссии точку зрения автора статьи.
И вот вернулась к тому, что сейчас делаю. Осознанно. Всегда есть выбор и можно попробовать все способы.
svinka_mama
8 мар, 2015 09:34 (UTC)
Спасибо за статью
( 22 комментария — Высказаться по теме )

Метки

Разработано LiveJournal.com